Учитесь работать с заказчиками, с которыми вам приятно и выгодно работать Печать
27.11.2011

Учиться, учиться, учиться /В.И. Ленин/

 

90% проблем, которые сваливаются на консультантов, связаны с тем, что они не умеют работать с заказчиками.

Как именно должен работать с заказчиками консультант, чтобы они не только приходили к нему снова и снова, но и не спорили с очередным повышением цены за свою работу.

 

Как работать с заказчиками

1. Начните с того, что четко определите с каким именно «идеальным» заказчиком вы бы хотели работать, после чего честно ответьте себе – не слишком ли вы требовательны в своем выборе?

2. Время от времени у вас будут случаться «приступы гордости», потому научитесь преодолевать их как можно раньше, чтобы не сожалеть о потере денег, которой они сопровождаются.

3. Никогда не показывайте, что вы знаете больше, чем ваш заказчик, но и не позволяйте ему верить в то (даже если это так), что он знает больше, чем вы.

4. Не унижайтесь, потому что стоит вам сделать это лишь раз, 98% заказчиков никогда не забудут этого, и будут относиться к вам соответственно – как к человеку, который полностью от них зависит.

5. Научитесь быть в зоне доступа все рабочее время – с 9 утра до 22:00 вечера, независимо от того, какие вы услуги предоставляете – консультации по продвижению сайтов, написание текстов или web-дизайн. Но при этом приучите своих заказчиков к мысли, что у вас тоже есть выходные дни, праздники и желание посвятить ночь сну, а не работе.

6. Учитесь разбираться в психологии заказчика, чтобы с первых минут определять тех, работа с кем будет для вас проблематичной.

7. Помните, что заказчики делятся на 5 главных категорий:

  • на «скупердяев», экономящих каждую копейку;
  • на «крутых дилетантов», которым можно продать что угодно, сумев убедить в том, что это «круто»;
  • на «истеричных начальников», которые считают, что могут командовать вами, потому что они платят вам;
  • на «аутентистов» – они предпочитают покупать ваши товары, не вступая с вами в переписку;
  • и на «коллег», которые знают, что вы делаете общее дело – зарабатываете друг на друге, а потом с вами нужно вести себя честно и на равных.

8. Если вам изначально не нравится заказчик, то лучше сразу отказаться от работы с ним, потому что доказано, что первоначальные предчувствия редко бывают ошибочными.

9. Если вы все-таки согласились на сотрудничество, то будьте любезны отработать свой контракт до конца. Сделайте это в первую очередь для того, чтобы потом ни у кого не было оснований обвинить вас в неисполнительности, даже если ваш отказ от работы станет следствием отвратительного отношения заказчика к вам. Прав будет все равно он, по крайней мере в глазах всех прочих заказчиков. Что думают по этому поводу ваши друзья-консультанты совершенно не важно, т.к. зарабатываете вы не на их хорошем отношении к вам.

10. Если заказчик нравится вам, и вы считаете работу с ним перспективной, то научитесь говорить ему комплименты, относится к нему как к другу, а не как к работодателю, и делайте ему небольшие подарки в виде бесплатных доработок и «приложений». Это обязательно окупит себя в самое ближайшее время.

11. Если в своей работы вы совершили какую-либо ошибку, то обязательно признайте ее. Мало того, исправьте ее, не прося за исправление денег, а так же сделайте какую-нибудь часть работы в виде компенсации «за моральный ущерб»

12. Научитесь разговаривать с заказчиком не только о работе – это обязательно сблизит вас, переведя ваши отношения на более доверительный уровень.

13. Никогда не делайте разницы между заказчиками, позволяя себе работать для одних из них хуже, чем для других.

14. Так же всегда следите за качеством свой работы, отказавшись от самой идеи делать сегодня «хорошую работу по хорошей цене», а завтра «работу чуть худшего качества, но – подешевле».

15. Решив поднять цену, смело делайте это, никому не объясняя, почему вы решили так поступить. Если заказчика не устроит новая цена, он уйдет. Но если он будет считать, что ваша работа заслуживает подобной оплаты, то он останется с вами.

16. Если вы вынуждены выполнять дополнительную работу, не предусмотренную предварительным договором, приучите себя ставить заказчика в известность об этом, даже если вы выполняете данную работу в виде бесплатного бонуса. При этом сообщайте об этом так, чтобы у заказчика не складывалось впечатление, что он остался вам должен что-либо.

17. Но если вы считаете, что он все-таки остался должен вам, то, не стесняясь, говорите об этом, т.к. в подавляющем большинстве случаев заказчик прекрасно знает, сколько он вам должен за работу, хотя и не показывает этого, надеясь на то, что вы опять промолчите.

18. Никогда не говорите заказчику, что вы так же работаете на кого-то, кто платит вам больше, чем он. Но при этом не давайте ему впасть в иллюзию того, что он является единственным вашим «кормильцем».

19. Если у вас есть сайт, который вы используете в качестве своего портфолио, то обязательно размешайте на нем ссылки на работы, сделанные вами для заказчиков, которые вам нравятся или на сотрудничество с которыми вы рассчитываете. Видя, что вы похваляетесь, а значит – и гордитесь работой, которую вы сделали для них, заказчики будут считать, что заплатили свои деньги не зря, и потому снова обратятся к вам при первой необходимости.

20. И никогда не забывайте о понравившихся вам заказчиках даже после того, как вы закончили с ними работать. Помните, что вовремя отправленное поздравление или даже небольшое письмо в стиле «Как поживаете? У меня все хорошо. Удачи!», не только напомнит им о вас, но и заставит думать о вас исключительно с положительной точки зрения, благодаря чему при очередной надобности они обратятся именно к вам, не став искать кого-то другого.

 

Все эти советы действительно способны помочь не только любому консультанту наладить нормальные отношения с заказчиками, а заодно и избежать проблем, связанных с неправильным выбором того, на кого им следует работать. Потому советую вам прочесть их еще раз, чтобы больше не совершать ошибок, повторяемых Вами опять и опять. Или по крайней мере понять, почему вы совершали или совершаете их.